окна ROPLASTO exclusive | окна ROPLASTO | окна BAULINE | окна FUNKE |
Ещё одна противоречивая проблема в области оконных технологий связана с защитой помещений от воздействия транспортного шума. В рамках индивидуального строительства она, как правило, не рассматривалась. Однако, расширение пригородных транспортных магистралей г. Москвы и Московской области, а также увеличение доли частного строительства вблизи аэропортов, сделали её актуальной и в этом секторе.
Допустимый уровень шума в жилых помещениях регламентируется СНиП 23-03-2003 «Защита от шума» (табл. 2.1.2.1) и СанПин 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям». Нормируемой величиной является уровень звукового давления L, измеряемый в децибелах (дБ) на различных частотах и осреднённая величина LA — эквивалентный уровень звука, измеряемый в дБА.
Табл. 2.1.2.1. Допустимые уровни шума в помещениях жилых зданий повышенной категории комфортности — категория А (согласно табл. 1 СНиП 23-03-2003)
Назначение помещения | Время суток | Уровни звукового давления (эквивалентный уровень звукового давления) L, дБ. В октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами, Гц | Допустимый эквивалентный уровень звука L Aэкв, [дБА] | ||||||||
31,5 | 63 | 125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | 8000 | |||
Жилые комнаты | 7.00–23.00
23.00–7.00 | 76
69 | 59
51 | 48
39 | 40
31 | 34
24 | 30
20 | 27
17 | 25
14 | 23
13 | 35
25 |
Табл. 2.1.2.2. Энергетическая мощность различных звуков
Источник шума | Уровень звукового давления, дБ | Примечания |
Полная тишина | 0 | Угнетает |
Шелест листвы | 10 | Состояние звукового комфорта |
Тиканье часов | 20 | - |
Тихий разговор, тихая музыка | 35 – 40 | - |
Громкая речь | 60 – 70 | - |
Громкая музыка, оживлённая транспортная магистраль | 75 – 90 | - |
Самолёт на старте | 100 | - |
Болевой порог | 130 – 140 | - |
Рис. 2.1.2.1. Соотношение уровня внешнего шума, создаваемого различными видами транспорта, и допустимого уровня шума в помещении
Для понимания величин, приведённых в табл. 2.1.2.1, имеет смысл привести сравнительную таблицу энергетической мощности знакомых всем звуков (табл. 2.1.2.2). Эта таблица, приблизительно в одинаковом виде опубликован- ная во многих источниках, позволяет охарактеризовать состояние акустического микроклимата на уровне восприятия его человеком. Любой желающий может ознакомиться с аналогичной шкалой звуковых давлений в экспозиции Дарвиновского музея в Москве, где отражён вредный для здоровья человека уровень, начинающийся от 50 дБ и опасный — превышающий 80 дБ.
Рис. 2.1.2.2. Дополнительная защита малоэтажной жилой застройки от транспортного шума скоростной магистрали
Из приведённых таблиц можно увидеть, что уровень шума в жилом помещении, допускаемый нормативными документами, должен находиться приблизительно на уровне спокойного разговора или прослушивания негромкой музыки. Такая оценка является достаточно грубой и субъективной, однако она на примитивном бытовом уровне позволяет дать первое представление об акустическом комфорте в доме.
Именно до такого уровня должен снижаться шум, воздействующий на фасад здания со стороны транспортной магистрали или какого-либо другого внешнего источника шума. Иными словами, требования нормативных документов не говорят о том, что в жилых помещениях должна быть идеальная тишина (рис. 2.1.2.1).
При решении задач, связанных с защитой помещения от воздействия транспортного шума необходимо понимать, что ресурсы современных оконных технологий далеко не всегда являются достаточными. В европейских странах применяется дополнительное экранирование малоэтажной жилой застройки шумозащитными экранами, устанавливаемыми вдоль скоростных автодорог (рис. 2.1.2.2). Такие же экраны можно увидеть на отдельных участках МКАД, а также на пригородных участках скоростных магистралей в Московской области.